НОВОСТИ

Наши координаты:

Адрес: г. Брянск,
ул. Калинина 111
Телефоны:

+7(4832)337774
8-903-818-03-03

Контактное лицо:Геннадий Валентинович 

E-mail:alfatek@alfatek.su

E-mail:mail@alfatek.su

E-mail:alfatek@bk.ru

Вопрос-ответ

123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности

 

 

23.06.2009

 

 

Вопрос-ответ 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности

 

22 июня 2009 года

 

Вопрос: Подскажите пожалуста где конкретно опубликованы методички по расчету пожарного риска? Насколько мне известно их должно быть две, одна для промышленных предприятий и вторая для остальных объектов защиты. Искал их и на портале МЧС, и на сайте ВНИИПО, и в "Стройконсультанте". нигде нет. Из достоверных источников известно, что они существуют только в черновом варианте и официально еще не опубликованы.

 

Ответ: Подготовлены проекты методики для определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах и методики для определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности. С 1 ноября по 25 декабря 2008 г. методики для публичного обсуждения были размещены на официальном сайте ФГУ ВНИИПО МЧС России. В настоящее время заканчивается их доработка с учетом поступивших замечаний и предложений. Предполагаемый срок утверждения методик до 1 июня т.г. После этого методики будут размещены в информационной системе общего пользования в электронной цифровой форме на период их действия. Для экспертных организаций, проводящих расчеты по оценке пожарного риска, предусматривается получение добровольной аккредитации в порядке, устанавливаемом МЧС России.

 

Вопрос: В одном из ответов "Горячей линии" сказано:"Обучение в сфере пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях, может осуществляться любой организацией, имеющей право на образовательную деятельность." Чем должно подтверждаться право на образовательную деятельность, Лицензией на образовательную деятельность?

 

Ответ: Право на образовательную деятельность подтверждается лицензией, которая предоставляется Рособрнадзором.

 

Вопрос: Здравствуйте! Просьба разъяснить пункт 5.5.4.2 в отношении зданий гипермаркетов. В данный момент я занимаюсь разработкой противопожарных мероприятий для здания гипермаркета, в состав которого входят торговый зал функциональной опасности Ф3.1, помещения обработки продуктов и холодильные камеры функциональной опасности Ф5 и административные помещения функциональной опасности Ф4.3. В соответствии с нормативными требованиями СНиП 2.08.02-89* здание представляло собой единый пожарный отсек, разделения противопожарными стенами не требовалось. В настоящий момент соответствии с требованиями п. 5.5.4.2 Свода правил СП4.13130.2009 административные помещения должны быть отделены от торгового зала противопожарной стеной 1-го типа. Так как в состав любого гипермаркета входят административные помещения, то в любом гипермаркете необходимо устраивать противопожарную стены 1-ого типа. Так ли это?

 

Ответ: В соответствии с положениями п. 5.5.4.2 СП-4.13130.2009объекты класса функциональной пожарной опасности Ф4.3 встраиваемые в здания классов функциональной пожарной опасности Ф3.1 (с наличием помещений класса функциональной пожарной опасности Ф5) следует выделять противопожарными стенами и перекрытиями 1-го типа.

 

Вопрос: Уважаемые дамы и господа! Все Своды правил в принципе уже получил через Ваш сайт, за исключением Свода правил СП 5.13130.2009 в части касающейся требований пожарной безопасности к ОПС и АУПТ. Как и где можно получить этот Свод правил, приказы МЧС России об утверждении Сводов правил и национальные стандарты?

 

Ответ: Тексты Сводов правил по пожарной безопасности с указанием утвердивших их документов, возможно найти на официальном сайте МЧС России (mchs.gov.ru) в разделе «техническое регулирование в сфере пожарной безопасности». Тексты национальных стандартов возможно найти на официальном сайте Ростехрегулирования России.

 

Вопрос: Добрый день! При проведении оценки пожарного риска для помещений офисного назначения у нас возникла проблема с поиском значения вероятности возникновения пожара и вероятности срабатывания систем противопожарной защиты. В имеющейся в распоряжении "Методике оценки пожарного риска для объектов общественного назначения" эти данные не представлены. По ГОСТ также невозможно их рассчитать так как нет достоверных исходных данных. Какие значения Qп и и Рпз нам принять в данном случае,а также возможных аналогичных ситуациях когда эти значения неизвестны?

 

Ответ: В проекте методики для определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности предусматривается установление значений вероятности возникновения пожара и вероятности срабатывания систем противопожарной защиты. Предполагаемый срок утверждения методики до 1 июня т.г. После этого методики будут размещены в информационной системе общего пользования в электронной цифровой форме на период их действия.

 

Вопрос: В горячей линии сказано: «Вопрос по методике расчёта оценки рисков в области пожарной безопасности. Важнейшим условием становления организаций - оценщиков рисков является обеспечение доступности методик моделирования возможных пожаров, расчета рисков. Так как до вступления в силу Технического регламента осталось меньше месяца, хотелось бы узнать, когда такая методика будет разработана и доступна организациям - оценщикам? И необходимо ли таким организациям для осуществления независимой оценки риска в области пожарной безопасности, проходить соответствующую аккредитацию? Какой региональный орган уполномочен осуществлять такую аккредитацию? Крылова Елена, директор по развитию компании «Пожцентр». Прошу указать ссылку на методику, или наименовние раздела портала МЧС России где эта методика размещена.

 

Ответ: Подготовлены проекты методики для определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах и методики для определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности. С 1 ноября по 25 декабря 2008 г. методики для публичного обсуждения были размещены на официальном сайте ФГУ ВНИИПО МЧС России. В настоящее время заканчивается их доработка с учетом поступивших замечаний и предложений. Предполагаемый срок утверждения методик до 1 июня т.г. После этого методики будут размещены в информационной системе общего пользования в электронной цифровой форме на период их действия. Для экспертных организаций, проводящих расчеты по оценке пожарного риска, предусматривается получение добровольной аккредитации в порядке, устанавливаемом МЧС России.

 

Вопрос: Вопрос о лицензировании в области пожарной безопасности. Приказом Минрегиона РФ от 09.12.2008 года 274 утвержден перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. В данный перечень включен, в т.ч. и ряд работ в области пожарной безопасности. В тоже время Приказом МЧС России от 20.10.2008 года 627 утвержден административный регламент по выдаче лицензий на выполнение работ в области пожарной безопасности. Лицензирование и саморегулирование в принципе, два взаимоисключающих механизма регулирования отношений. Поясните, пожалуйста, все-таки при выполнении работ в области пожарной безопасности на объектах капитального строительства, проектная документация на которые подлежит государственной экспертизе, организации необходимо иметь соответствующий допуск СРО согласно Градостроительному кодексу, либо лицензию МЧС России.

 

Ответ: В соответствии со статьей 17 Федерального закона Российской Федерации от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» для осуществления деятельности в области пожарной безопасности, а именно деятельности по тушению пожаров и деятельности по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны получать лицензию на вышеуказанные виды деятельности.

 

Вопрос: Здравствуйте! Пожалуйста, поясните необходимо ли в настоящее время получать лицензию на выполнение проектных работ по средствам обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (разработка проектов пожаротушения и пожарной сигнализации)? Обращались по данному вопросу в региональные центры МЧС и получили противоположные ответы. В Уральском региональном центре МЧС (г. Екатеринбург) сообщили, что данный вид деятельности в настоящее время не лицензируется. В Приволжском региональном центре МЧС (г. Нижний Новгород) сообщили, что для выполнения данных работ необходимо получить лицензию на деятельность по тушению пожаров.

 

Ответ: В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. № 45 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» МЧС России осуществляет лицензирование деятельности по тушению пожаров и деятельности по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Лицензирование деятельности по выполнению проектных работ по средствам обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (разработке проектов пожаротушения и пожарной сигнализации) не отнесено к компетенции МЧС России.

 

Вопрос: Спасибо за присланные Вами Своды правил! Однако, один почему-то отсутствует. Всего 11, а не 12. Нет СП по АПС и АПТ. Буду благодарен, если вышлите и его. Спасибо!

 

Ответ: Тексты Сводов правил по пожарной безопасности с указанием утвердивших их документов, возможно найти на официальном сайте МЧС России (mchs.gov.ru) в разделе «техническое регулирование в сфере пожарной безопасности». Тексты национальных стандартов возможно найти на официальном сайте Ростехрегулирования России.

 

Вопрос: Добрый день! Прошу Вас разъяснить следующие вопросы! 1. Почему в техническом регламенте не оговорены вопросы "Вынужденных" либо "Обоснованных" отступлений от требований норм и правил пожарной безопасности, а также не оговорены пути их решения? Данные отступления встречаются сплошь и рядом, в исторически сложившихся районах крупных городов при реконсрукции и новом строительстве. 2. Где найти методики оценки "Пожарного риска"? На сайтах ВНИИПО, МЧС, Минрегионразвития - данных методик нет!

 

Ответ: Подготовлены проекты методики для определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах и методики для определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности. С 1 ноября по 25 декабря 2008 г. методики для публичного обсуждения были размещены на официальном сайте ФГУ ВНИИПО МЧС России. В настоящее время заканчивается их доработка с учетом поступивших замечаний и предложений. Предполагаемый срок утверждения методик до 1 июня т.г. После этого методики будут размещены в информационной системе общего пользования в электронной цифровой форме на период их действия. Для экспертных организаций, проводящих расчеты по оценке пожарного риска, предусматривается получение добровольной аккредитации в порядке, устанавливаемом МЧС России.

 

Вопрос: Уважаемые господа! Будет ли продолжение "Горячей линии по ФЗ-123 и как можно задавать вопросы?

 

Ответ: Горячая линия по разъяснению Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» продолжает свою работу. Вопросы по разъяснению отдельных положений данного закона можно задавать как по телефону так и на сайте МЧС России (mchs.gov.ru).

 

Вопрос: КОГДА БУДЕТ ОФИЦИАЛЬНО опубликован СВОД ПРАВИЛ 4.13130.2009

 

Ответ: Тексты Сводов правил по пожарной безопасности с указанием утвердивших их документов, возможно найти на официальном сайте МЧС России (mchs.gov.ru) в разделе «техническое регулирование в сфере пожарной безопасности». Тексты национальных стандартов возможно найти на официальном сайте Ростехрегулирования России.

 

Вопрос: Закон вступил в силу, а основное число ответственных работников (не говоря о других) не имеют на руках многих подзаконных актов, сводов правил, перечень ГОСТов и т. д., которыми мы должны руководствоваться и которые должны быть приняты, согласно Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ. Вы очень размыто ответили, о том, что своды правил распечатаны в газетах. Это очень важный вопрос и ответ должен быть адекватным. Прошу ответить точно: в каких именно средствах массовой информации напечатаны вышеуказанные документы с указанием даты, номера. Важно подготовить разъяснения к закону и т.д. Так как делается сейчас – вы делаете так, чтобы Закон не заработал!

 

Ответ: Тексты Сводов правил по пожарной безопасности с указанием утвердивших их документов, возможно найти на официальном сайте МЧС России (mchs.gov.ru) в разделе «техническое регулирование в сфере пожарной безопасности». Тексты национальных стандартов возможно найти на официальном сайте Ростехрегулирования России.

 

Вопрос: Поясните, пожалуйста, может ли быть принят на техническое обслуживание система пожарной сигнализации, несоответствующая требованиям "Технического регламента", какие риски при этом возникают у организации (или частного предпринимателя), которая осуществляет техническое обслуживание на основании действующих лицензий? Какие санкции могут последовать в связи с этим? Спасибо.

 

Ответ: В соответствии со статьей 2 Федерального закона Российской Федерации от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензионные требования и условия - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности. Лицензионные требования и условия при производстве работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений предусмотрены соответствующим Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2006 г. № 625. За нарушение условий, предусмотренных соответствующей лицензией, установлена ответственность в порядке статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Вопрос: Здравствуйте! Очень хотелось бы уточнить. Отменяют ли действие НПБ88-2001, вступившие своды правил N1-12, особенно N5?? Спасибо.

 

Ответ: Вступившие, в развитие Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», с 1 мая т. г. Своды правил не отменяют действия прежних норм пожарной безопасности и в соответствии со статьей 151 данного регламента они продолжают свое действие в части не противоречащей вышеуказанному Федеральному закону.

 

Вопрос: Здравствуйте. На сайте МЧС РФ не нашёл «Методику расчета пожарного риска для производственных объектов» и «Методику оценки пожарного риска для объектов общественного назначения», в соответствии с «Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности», в части, касаемой Декларации пожарной безопасности. Дайте, пожалуйста ссылку или подскажите где искать. Очень нужно.

 

Ответ: Подготовлены проекты методики для определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах и методики для определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности. С 1 ноября по 25 декабря 2008 г. методики для публичного обсуждения были размещены на официальном сайте ФГУ ВНИИПО МЧС России. В настоящее время заканчивается их доработка с учетом поступивших замечаний и предложений. Предполагаемый срок утверждения методик до 1 июня т.г. После этого методики будут размещены в информационной системе общего пользования в электронной цифровой форме на период их действия. Для экспертных организаций, проводящих расчеты по оценке пожарного риска, предусматривается получение добровольной аккредитации в порядке, устанавливаемом МЧС России.

 

Вопрос: Действует ли приказ МЧС 141 от 16.03.07г. о согласовании отступлений от требований ПБ, а также ст.20 ФЗ 69 О пожарной безопасности, где оговорён порядок отступлений от требований ПБ, поскольку они противоречат Техрегламенту о треб ПБ от 22.07.08 123-ФЗ р.VIII гл.34 ст 151, где порядок отступлений не оговорён. По нашему мнению отступления от норм проектирования сейчас должны решаться через страхование пожарных рисков и пожарный аудит?

 

Ответ: Порядок организации работы по рассмотрению и согласованию отступлений от требований пожарной безопасности, а также не установленных нормативными документами дополнительных требований пожарной безопасности определен приказом МЧС России от 28 марта 2007 № 141 (регистрационный номер Минюста России от 29.03.2007 г. № 9172). Названный нормативный правовой акт действует в соответствии с положениями статьи 20 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Вместе с тем, при организации работы в данном направлении следует обеспечить выполнение положений Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Технический регламент). В частности, необходимо учитывать требования части 3 статьи 6 Технического регламента, которая определяет условия обеспечения пожарной безопасности объекта защиты. Названной статьей регламентировано, что при выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах, и требований нормативных документов по пожарной безопасности, подтверждающих выполнение требований Технического регламента, расчет пожарного риска не требуется. Одновременно, в соответствии с положениями части 9 статьи 16 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» неприменение сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований Технического регламента, и для оценки соответствия его требованиям могут применяться иные документы. К иным документам, в соответствии со статьями 78, 151 Технического регламента и статьей 20 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», могут быть отнесены специальные технические условия, а также нормативные правовые акты и нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, содержащие требования пожарной безопасности. При этом, должно приниматься во внимание, что в соответствии со статьей 151 Технического регламента нормативные правовые акты и нормативные документы федеральных органов исполнительной власти применяются в части, не противоречащей его требованиям.

 

Вопрос: Прошу пояснить, правильно ли мы понимаем, что своды правил и национальные стандарты (нормативные документы по ПБ) являются рекомендуемыми (не обязательными к исполнению), если расчётный риск не превышает допустимый, а выполнение технического регламента по ПБ 123-ФЗ от 22.07.08г. является обязательным независимо от показания расчётного риска? С уважением Анатолий.

 

Ответ: Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» является обязательным для исполнения документом и отступления от его требований не допускается даже если значения расчётного риска не превышают значений, установленных техническим регламентом. Вопрос: Добрый день.

 

Вопрос: В связи с вступлением в силу Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" будут ли внесены какие-либо изменения в НПБ 88-2001 в раздел 12 "Системы пожарной сигнализации" по типам, количеству и местам установки пожарных извещателей.

 

Ответ: В связи с выходом Сводов правил, действующих в развитие Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, изменения в нормы пожарной безопасности, в том числе НПБ-88, вноситься не будут.

 

Вопрос: Какие нормативные документы сейчас действуют на эксплуатирующиеся здания? Если тех. регламент не действует на эти здания, но в свою очередь отменил все документы в области пожарной безопасности.

 

Ответ: В соответствии со статьей 151 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» нормативные правовые акты и нормативные документы федеральных органов исполнительной власти применяются в части, не противоречащей его требованиям.

 

Вопрос: Поясните пожалуйста, как понимать добровольного применения СП 1.13130.2009 и других сводах правил ПБ? «Раздел 1. Область применения 1.1Настоящий свод правил разработан в соответствии со статьей 89 Федерального закона от 22 июля 2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения и устанавливает требования к эвакуационным путям и выходам зданий, сооружений и строений (далее — здания).»

 

Ответ: Согласно Федеральных законов от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» выполнение требований сводов правил и национальных стандартов необязательно, если пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности.

 

Вопрос: В целях реализации «Технического регламента о требованиях пожарной безопасности» подготовлен целый пакет нормативных правовых документов. Это ряд постановлений Правительства Российской Федерации, которые приняты и вступят в силу с 1 мая. Кроме того, уже утверждено двенадцать Сводов правил, регламентирующие основные направления реализации данного закона. Назовите их.

 

Ответ: 1. Свод правил «Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности», приказ МЧС России от 25.03.2009 № 176. 2. Свод правил «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», приказ МЧС России от 25.03.2009 № 171. 3. Свод правил «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», приказ МЧС России от 25.03.2009 № 175. 4. Свод правил «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Противопожарные требования», приказ МЧС России от 25.03.2009 № 177. 5. Свод правил «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности», приказ МЧС России от 25.03.2009 № 173. 6. Свод правил «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», приказ МЧС России от 25.03.2009 № 174. 7. Свод правил «Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации», приказ МЧС России от 25.03.2009 № 179. 8. Свод правил «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты» приказа МЧС России от 25.03.2009 № 172. 9. Свод правил «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», приказ МЧС России от 25.03.2009 № 178. 10. Свод правил «Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и методика определения», приказ МЧС России от 25.03.2009 № 181. 11. Свод правил «Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности», приказа МЧС России от 25.03.2009 № 182. 12 Свод правил «Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности», приказ МЧС России от 25.03.2009 № 180. Тексты Сводов правил по пожарной безопасности с указанием утвердивших их документов, возможно найти на официальном сайте МЧС России (mchs@gov.ru) в разделе «техническое регулирование в сфере пожарной безопасности». Тексты национальных стандартов возможно найти на официальном сайте Ростехрегулирования России.

 

Вопрос: Уважаемые коллеги! В настоящее время наша организация готовит комплект документов, которые мы должны представить в лицензирующий орган в соответствии с "Порядком проведения оценки пожарного риска". Вместе с тем, мы обеспокоены тем, что, по имеющейся у нас информации, были случаи отказа в выдаче такой лицензии по причине того, что организации, которые запрашивали такую лицензию, занимались вопросами проектирования систем обеспечения пожарной безопасности. В связи с вышеизложенным, Прошу Вас дать ответ на следующий вопрос: существуют ли какие-либо ограничения для выдачи лицензии на расчет пожарных рисков для организаций, которые уже занимаются вопросами обеспечения пожарной безопасности? Заранее признателен за быстрый ответ.

 

Ответ: Расчет пожарного риска лицензированию МЧС России не подлежит.

 

Вопрос: Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. 272 "О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска" установлено, что определение расчетных величин пожарного риска проводится по методикам, утверждаемым МЧС России. В настоящее время Вами разработаны две методики: "Методика расчета пожарного риска для производственных объектов" и "Методика оценки пожарного риска для объектов общественного назначения". Где они?

 

Ответ: Подготовлены проекты методики для определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах и методики для определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности. С 1 ноября по 25 декабря 2008 г. методики для публичного обсуждения были размещены на официальном сайте ФГУ ВНИИПО МЧС России. В настоящее время заканчивается их доработка с учетом поступивших замечаний и предложений. Предполагаемый срок утверждения методик до 1 июня т.г. После этого методики будут размещены в информационной системе общего пользования в электронной цифровой форме на период их действия. Для экспертных организаций, проводящих расчеты по оценке пожарного риска, предусматривается получение добровольной аккредитации в порядке, устанавливаемом МЧС России.

 

Вопрос: Добрый день! Работал в ГПН, вышел на пенсию, создал фирму по монтажу и тех. обслуживанию (Лицензия №2). Хотел бы заняться проектированием. Подскажите, пожалуйста, как получить лицензию на проектирование противопожарных систем? Заранее благодарю за ответ.

 

Ответ: В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. № 45 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» МЧС России осуществляет лицензирование деятельности по тушению пожаров и деятельности по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Лицензирование выполнения проектных работ по средствам обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений не отнесено к компетенции МЧС России.

 

Вопрос:Добрый день! Подскажите где можно найти методики по расчету пожарного риска. Вы сказали что они размещены на портале МЧС РФ. К сожалению никаких методик я там не нашел. Если Вам не трудно дайте ссылку на эти документы.

 

Ответ: Подготовлены проекты методики для определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах и методики для определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности. С 1 ноября по 25 декабря 2008 г. методики для публичного обсуждения были размещены на официальном сайте ФГУ ВНИИПО МЧС России. В настоящее время заканчивается их доработка с учетом поступивших замечаний и предложений. Предполагаемый срок утверждения методик до 1 июня т.г. После этого методики будут размещены в информационной системе общего пользования в электронной цифровой форме на период их действия. Для экспертных организаций, проводящих расчеты по оценке пожарного риска, предусматривается получение добровольной аккредитации в порядке, устанавливаемом МЧС России.

 

Вопрос: Какими нормативными документами регламентируются порядок проведения расчетов по оценке пожарного риска и перечень объектов, на которых этот расчет проводится?

 

Ответ: Порядок проведения расчетов по оценке пожарного риска регламентируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. № 272 «О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска». Указанным Постановлением утверждены «Правила проведения расчетов по оценке пожарного риска». Расчеты по оценке пожарного риска проводятся в случаях установленных ФЗ №123-ФЗ от 22.07.2008 г. (см. статью 6).

 

Вопрос: Подсчет пожарного риска объекта (экспертизу) будут проводить лицензированные организации или предусматривается возможность самостоятельного подсчета?

 

Ответ: Согласно п. 2 «Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска» (утв. постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2009 г. N 304) независимая оценка пожарного риска проводится на основании договора, заключаемого между собственником или иным законным владельцем объекта защиты (далее - собственник) и экспертной организацией, осуществляющей деятельность в области оценки пожарного риска (далее - экспертная организация). Порядок получения экспертной организацией добровольной аккредитации устанавливается Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

 

Вопрос: Нет четких рекомендаций в каком случае категория помещения В1, в каком В2 и т.д. Как их разграничивать?

 

Ответ: Согласно п. 21 статьи 27 ФЗ №123-ФЗ от 22.07.2008 г. методы определения классификационных признаков отнесения зданий и помещений производственного и складского назначения к категориям по пожарной и взрывопожарной опасности устанавливаются нормативными документами по пожарной безопасности. В настоящее время указанные методы установлены сводом правил СП 12.13130.2009 «Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности» (утв. Приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. № 182).

 

Вопрос: В ТР есть указания по АЗС, но нет никакой информации по зарядным помещениям?

 

Ответ: Специфика пожароопасности зарядных помещений связана с возможностью выделения в них водорода при заряде батарей. Требования пожарной безопасности к зарядным помещениям устанавливаются в зависимости от категории этих помещений по взрывопожарной и пожарной опасности.

 

Вопрос: Какие существуют или утверждены нормативные документы по измерению пожарного риска и социального пожарного риска, т.к. расчеты по оценке пожарного риска являются составной частью декларации пожарной безопасности или декларации промышленной безопасности?

 

Ответ: Порядок проведения расчетов по оценке пожарного риска регламентируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. № 272 «О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска». Указанным Постановлением утверждены «Правила проведения расчетов по оценке пожарного риска». Согласно «Правилам проведения расчетов по оценке пожарного риска» определение расчетных величин пожарного риска проводится по методикам, утверждаемым МЧС России. Методики подлежат опубликованию в печатном издании МЧС и размещению в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме на период их действия. В настоящее время на утверждении находятся проекты следующих двух методик: - «Методика определения расчетных величин пожарного риска для зданий, сооружений и строений классов функциональной пожарной опасности Ф1, Ф2, Ф3, Ф4, а также класса Ф5.2, в части стоянок для автомобилей без технического обслуживания и ремонта»; - «Методика определения расчетных величин пожарного риска для производственных объектов». Указанные методики основываются на следующих основных документах по вопросам оценки пожарного риска: - ГОСТ 12.1.004-91* «Пожарная безопасность. Общие требования»; - ГОСТ Р 12.3.047-98 «Пожарная безопасность технологических процессов. Общие требования. Методы контроля»; - «Руководства по оценке пожарного риска для промышленных предприятий» (согласовано УГПН МЧС России, письмо от 03.02.2006 г. №19/2/318).

 

Вопрос: Поясните, пожалуйста, каким образом будет выполняться федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". Разработаны ли нормативные акты, необходимые для его реализации?

 

Ответ: Данный федеральный закон был принят 22 июля 2008 года, а вступит в силу 1 мая 2009 года. В целях его реализации подготовлен целый пакет нормативных правовых документов. Это ряд постановлений Правительства Российской Федерации, которые приняты и вступят в силу с 1 мая. Кроме того, уже утверждено двенадцать Сводов правил, регламентирующие основные направления реализации Технического регламента. Все указанные нормативные документы в установленном порядке опубликованы в соответствующих изданиях, в том числе, в Российской газете. Любой пользователь, любой гражданин Российской Федерации может изучить эти документы.

 

Вопрос: Планируется ли внесение изменений в российское законодательство в части повышения уголовной и административной ответственности за нарушение собственниками объектов правил и требований пожарной безопасности, установленных новым Техническим регламентом?

 

Ответ: Да, планируется. Более того, уже подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с принятием Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», который вносит изменения в Федеральный закон «О пожарной безопасности», в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовный Кодекс Российской Федерации. Эти изменения направлены на гармонизацию правовых норм. Кроме того, отдельным законопроектом подготовлены изменения в кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, которые предполагают в случаях нарушения правил и требований пожарной безопасности увеличение размеров штрафов для должностных и юридических лиц. За нарушения, связанные с расположением эвакуационных путей и выходов, систем противопожарной защиты предусмотрено административное приостановление деятельности.

 

Вопрос: Прокомментируйте, пожалуйста, Приказ МЧС РФ от 27.01.2009 г." О внесении изменений в нормы пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций", утвержденные Приказом МЧС РФ от 12.12.2007 года. В пункт 37 Приказа внесено: "...в организациях, оказывающих в установленном порядке услуги по обучению населения мерам пожарной безопасности" (ранее - в организациях, имеющих лицензию на деятельность по тушению пожаров). Как понимать, оказывающие в установленном порядке услуги?

 

Ответ: Это правильное решение. Дело в том, что МЧС России осуществляет планомерную работу по снижению нагрузки на бизнес-сообщество, по упрощению всех процедур, в том числе, в части, касающейся обучения. Если раньше обучение вопросам пожарной безопасности можно было осуществлять только при наличии лицензии, то сейчас это ограничение снято. И все, что касается обучения в сфере пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях, может осуществляться любой организацией, имеющей право на образовательную деятельность. Повторю, лицензия при этом не требуется.

 

Вопрос: Расшифруйте, пожалуйста, термин: «угроза жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара». Кто должен определить наличие угрозы по подготовке Акта проверки по результатам надзорных мероприятий - инспектор ГПН или собственник (арендатор и т.д.)?

 

Ответ: Действительно, и органы надзора, и бизнес-сообщество долго вели споры по этому пункту. Существуют нормативные документы, которые четко регламентируют, что такое «угроза жизни и здоровью людей». Если на предприятии нет трех элементарных вещей, обеспечивающих защиту работающего персонала, защиту людей от пожара, значит, существует угроза жизни и здоровью людей. Какие это вещи? Во-первых, сигнализация, наличие систем оповещения всех, кто находится в здании, сооружении, на предприятии. Во-вторых, наличие эвакуационных выходов. В-третьих, наличие соответствующих систем пожаротушения. Дополнительные требования со стороны каких-либо специалистов являются нарушением действующей нормативной правовой базы.

 

Вопрос: Согласно статьи 76 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пожарные подразделения должны прибыть к месту вызова в городских поселениях и городских округах в период до 10 минут, а в сельской местности – до 20 минут. Однако, в больших городах пожарные подразделения из-за «пробок» зачастую не успевают прибыть в такие сроки. Следовательно, нарушаются нормы регламента. Что вы можете сказать по данному вопросу? Почему законодатель устанавливает такие невыполнимые на практике требования? Какие санкции предусмотрены для сотрудников пожарных подразделений, нарушивших указанные требования? Пушкина Елена Романовна из Москвы.

 

Ответ: Уважаемая Елена Романовна, Ваш вопрос носит комплексный характер. Прежде всего, обратим внимание, что обозначенные в техрегламенте временные нормы устанавливают требования к местам размещения пожарных подразделений. При этом для действующих пожарных частей с учетом скоростных режимов на транспортных магистралях определяются границы территорий городских населенных пунктов и сельских районов, в пределах которых время прибытия первого подразделения пожарной охраны соответствует нормативным значениям, определенных в статье 76 п. 1 регламента. Назовем эти области областями нормативного обслуживания. Соответственно, на тех территориях населенных пунктов и сельских районов, которые находятся вне границ областей нормативного обслуживания, должны создаваться дополнительные подразделения пожарной охраны. Это задача органов исполнительной власти на местах. Добавлю, что нами разработан свод правил «Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и методика определения» и методические рекомендации “Определение мест размещения подразделений пожарной охраны в населенных пунктах в целях доведения времени прибытия первого подразделения пожарной охраны до нормативного значения”. Эти документы позволяют произвести соответствующие расчеты по обоснованию мест размещения оперативных подразделений пожарной охраны в проектируемых и существующих населенных пунктах с учетом особенностей пожарной опасности зданий и сооружений, системы их противопожарной защиты, технических возможностей дежурного караула, выезжающего на тушение пожара. При этом учитываются особенности населенных пунктов. Что касается невыполнимых требований… Регламент, наоборот, привел их в соответствие с международной практикой. Например, в Германии оказание помощи должно осуществляться в течении 8 мин с момента получения сообщения о пожаре. Во Франции, Ирландии время прибытия пожарных подразделений не должно превышает 10 мин в городах и 20 мин в сельской местности. Давайте стремится к международному уровню, а не рассуждать о том, что Россия еще не готова к таким нормативам и законодатель устанавливает невыполнимые на практике требования. По вопросу, какие санкции предусмотрены для сотрудников пожарных подразделений, нарушивших указанные требования, могу сказать, что санкций не предусмотрено. Как говорилось ранее, в соответствии со статьей 6 пункт 4, ответственность за обеспечение пожарной безопасности в городских и сельских поселениях возложена на органы государственной власти, органы местного самоуправления.

 

Вопрос: Скажите, пожалуйста, как правильно понять и использовать в практической деятельности требования подпункта 1 пункта 2 статьи 1 и требования пункта 4 статьи 4 федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ, а именно: статья 1 пункт 2 Положения настоящего Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при: 1) проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты; (объект эксплуатируется, значит он построен в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности) статья 4. На существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара.

 

Ответ: Статья 1 пункта 2 регламентирует, что требования федерального закона по обеспечению пожарной безопасности объектов защиты обязательны при проектировании, строительстве, капитальном ремонте и конструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты. Это говорит о том, что объект, который построен ранее, до введения в действие Технического регламента, в полной мере действует, эксплуатируется в соответствии со старой нормативно-правовой базой. То есть переоборудование зданий, сооружений под новые требования Технического регламента не потребуется. При этом, статья 4 регламентирует: за исключением случаев, когда в существующих зданиях, сооружениях, объектах есть угрозы жизни и здоровью людей.

 

Вопрос: «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» является основанием для проектирования, строительства и сдачи зданий в эксплуатацию. Однако новый порядок нормирования, проектирования, эксплуатации зданий вызывает некоторые вопросы. 1. Упростятся или усложнятся проектирования и строительство? 2. Как техрегламент пожарной безопасности соотносится с техрегламентом о безопасности зданий?

 

Ответ: Со вступлением в силу Технического регламента выполнение проектирования и строительства упростится. Дело в том, что сейчас все эти процессы регламентируются 1.5 тысячами различных нормативных документов, иногда противоречивших друг другу. А со вступлением в силу нового закона проектирование и строительство будут регламентироваться только этим законом и еще 12 сводами правил. Техрегламент о безопасности зданий в настоящее время не принят, но в перспективе этот регламент и «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» должны дополнять друг друга.

 

Вопрос: До 01.05.2009 года на все существующие здания, строения должна быть оформлена декларация пожарной безопасности, включающая в себя оценку пожарного риска. Расскажите, об этом подробнее: что такое декларация пожарной безопасности, и кто должен ее составлять? Как новый Федеральный закон повлияет на реконструкцию и эксплуатацию построенных зданий?

 

Ответ: Требования к декларации пожарной безопасности изложены в статье 64 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Приказом МЧС России от 24 февраля 2009 г. № 91 уже утверждены требования к форме и порядку регистрации декларации пожарной безопасности. Поверьте, это достаточно несложный документ. Предполагается, что декларацию делает проектная организация, которая осуществляет проектирование объекта. Для эксплуатируемого здания собственник или владелец могут самостоятельно заполнить эту декларацию в соответствии с утвержденной формой. Больших проблем, особенно для небольших предприятий, подготовка декларации не составит.

 

Вопрос: Как и с помощью каких методик собственник объекта должен оценивать возможный ущерб имуществу третьих лиц от пожара (если данный собственник не желает проводить оценку в форме добровольного страхования)? Ведь в законе говорится, что собственник несет ответственность за сведения, представленные в Декларации, соответственно, он несет ответственность и за сведения по оценке возможного ущерба имуществу третьих лиц. К тому же, в законе сказано, что порядок проведения расчетов должен определяться нормативными правовыми актами, т.е. для оценки возможного ущерба имуществу третьих лиц, также как и для оценки пожарного риска, ВНИИПО должны были разработать соответствующую методику. Как быть в этом случае собственнику объекта (составителю декларации) и как ему не наткнуться на еще один административный барьер?

 

Ответ: Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. № 272 «О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска» установлено, что определение расчетных величин пожарного риска проводится по методикам, утверждаемым МЧС России. В настоящее время нами разработаны две методики: «Методика расчета пожарного риска для производственных объектов» и «Методика оценки пожарного риска для объектов общественного назначения».

 

Вопрос: По каким критериям, согласно новому техническому регламенту, можно будет судить о том, превышает ли пожарный риск допустимых значений или нет? Рябов Семен Викторович, Белгородская область

 

Ответ: Допустимыми значениями величины пожарного риска являются любые значения, полученные в результате проведения соответствующих расчетов по методикам, утверждаемым МЧС России, о которых я сказал выше, если они не превышают нормативные значения пожарного риска (для населения, для персонала производственного объекта). Нормативные значения прописаны в статье 93 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

 

Вопрос: Технический регламент о требованиях пожарной безопасности устанавливает, что перед тем, как ввести в эксплуатацию здание, сооружение, строение или другой производственный объект, юридическим лицам и собственникам придется представлять декларацию пожарной безопасности, содержащую сведения об оценке пожарного риска и возможного ущерба имуществу третьих лиц в результате возникновения пожара. Поясните, пожалуйста, как в данном случае будут обстоять дела с зданиями и строениями, запроектированными и построенными в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности? Перминов Евгений Леонидович, Брянская область.

 

Ответ: Все здания и сооружения, которые построены на основе действующей нормативной правовой базы, до введения в действие Технического регламента, не подлежат реконструкции, переоборудованию, дооборудованию, дооснащению в соответствии с новыми требованиями. Действие Технического регламента с 1 мая 2009 года распространяется только на вновь возводимые здания и сооружения. Исключение здесь составляет только необходимость наличия в здании соответствующих систем, обеспечивающих безопасность граждан от пожаров, сохранение их жизни и здоровья.

 

Вопрос: Как и с помощью каких методик собственник объекта должен оценивать возможный ущерб имуществу третьих лиц от пожара (если данный собственник не желает проводить оценку в форме добровольного страхования)?

 

Ответ: Дело в том, что при подготовке всей нормативной правовой базы в развитие Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» мы предусмотрели разработку соответствующих методик по оценке ущерба третьим лицам. К этой работе будут привлечены представители бизнес-сообщества и страховщиков. Правильно оценить возможные риски от пожара третьей стороне – важнейшая задача. Поэтому нужно сделать все возможное, чтобы избежать излишних затрат на подготовку соответствующих документов и страхование неоправданных рисков. Все нормативные документы по реализации Технического регламента мы разрабатываем совместно с экспертами, учеными, которые работают в области обеспечения пожарной безопасности, в области защиты граждан. Очень активно привлекаем общественные организации, бизнес-сообщество, в частности, представителей организаций «Опора России», РСПП, «Деловая Россия» и других.

 

Вопрос: по методике расчёта оценки рисков в области пожарной безопасности. Важнейшим условием становления организаций - оценщиков рисков является обеспечение доступности методик моделирования возможных пожаров, расчета рисков. Так как до вступления в силу Технического регламента осталось меньше месяца, хотелось бы узнать, когда такая методика будет разработана и доступна организациям - оценщикам? И необходимо ли таким организациям для осуществления независимой оценки риска в области пожарной безопасности, проходить соответствующую аккредитацию? Какой региональный орган уполномочен осуществлять такую аккредитацию? Крылова Елена, директор по развитию компании «Пожцентр».

 

Ответ: На самом деле такая методика уже разработана, подготовлена, размещена в средствах массовой информации, а также на портале МЧС России. Поверьте, для экспертной организации, которая разрабатывает проектно-изыскательскую документацию, не составит никакого труда осуществить все необходимые расчеты в соответствии с этой методикой. Еще раз хочу сказать, что при подготовке всех документов, обеспечивающих действие Технического регламента, в том числе и этой методики, привлекались специалисты, бизнес-сообщество. В первую очередь мы учитывали интересы малого и среднего бизнеса. При МЧС России создана система добровольной аккредитации организаций в области независимой оценки рисков. При подготовке соответствующей документации для аккредитации не требуется никаких финансовых затрат – это, во-первых. Во-вторых, не нужно заключение никаких экспертных организаций. Поэтому, если кто-то будет вам предлагать платные услуги, в том числе, по подготовке соответствующей документации, будет обосновывать необходимость проведения экспертизы за деньги, имейте в виду, что это незаконно. В МЧС России подобной экспертизы документов не требуется. Работает соответствующая комиссия: вы приносите документы в соответствии с перечнем, а комиссия их рассматривает и принимает решение.

 

Вопрос: Какова цель введения аудита пожарной безопасности, и на каких объектах он должен проводиться? Какие контрольные функции будут закреплены за МЧС после введения в России аудита пожарной безопасности на административных и промышленных объектах? Филиппова Лариса Витальевна. Санкт-Петербург

 

Ответ: Целью создания системы независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности) является достижение приемлемого уровня безопасности объектов. При этом в сферу оценки состояния объектов наряду с органами государственного надзора включаются негосударственные организации и эксперты по оценке рисков. Если на объекте был проведен аудит пожарной безопасности, то контроль со стороны государства в виде проверок пожарным инспектором уже не планируется. Постановлением Правительства Российской Федерации утверждены Правила оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска. В соответствии с этим документом независимая оценка пожарного риска проводится на основании договора, заключаемого между собственником объекта и экспертной организацией. В добровольном порядке такие экспертные организации могут получить аккредитацию в МЧС России. При этом проводится проверка соответствия заявителей, претендующих проводить работы по независимой оценке пожарного риска, установленным требованиям.

 

Вопрос: Хотелось бы поподробнее узнать о лицензировании: планируется ли его отмена или нет?

 

Ответ: В последнее время МЧС России уже провело большую работу по сокращению лицензируемых видов деятельности в сфере пожарной безопасности. С восьми их количество сократилось до двух. В настоящее время в Государственной Думе готовится ко второму чтению законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу замены лицензирования обязательным страхованием гражданской ответственности». После принятия этого закона можно будет говорить о дальнейших шагах по отмене лицензирования.

 

Вопрос: В связи с принятием Технического регламента и возникшими противоречиями ФЗ № 128-ФЗ от 08.08.2001 "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Постановления правительства РФ от 26.01.2006 № 45, приказа МЧС РФ от 20.10.2008 № 627 хотелось бы уточнить, необходимо ли получать лицензию на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

 

Ответ: На производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений сегодня лицензию получать необходимо. Это полностью соответствует действующему законодательству. В целом же хочу сказать, что МЧС России целенаправленно ведет работу по снижению количества лицензируемых видов деятельности. Еще недавно их было восемь, сегодня только два. И мы планомерно целенаправленно ведем работу по дальнейшему снижению нагрузки на бизнес-сообщество в этой области и постепенному переводу к системе страхования, к системе аккредитации. Но такой переход требует определенного времени и подготовки, прежде всего, самого бизнес-сообщества. В таком переходном периоде, в первую очередь, заинтересованы малые и средние предприятия, все бизнес-сообщество, потому что при резком снятии ограничений в этой сфере может появиться ряд недобросовестных организаций, которые, не выполняя договорные обязательства, поставляя низкокачественную продукцию, просто дискредитируют эту сферу деятельности, нанесут ущерб законным интересам и здоровью граждан, а также безопасности государства.

 

Вопрос: Все проводимые ранее Интернет-интервью для проектно-монтажных организаций не дают главного ответа на создавшееся положение по разрешительной системе МЧС: долговечность лицензий и перспективы саморегулирования. Это связанно с тем, что данный вопрос еще не решен или находится в разработке? Как планировать сейчас работу? президент Гильдии безопасности.

 

Ответ: Работу нужно планировать и несмотря на проблемы в экономической, социальной, финансовой сферах. Перспективы работы в сфере обеспечения пожарной безопасности есть. Нужно работать, составлять соответствующие бизнес-планы, бизнес-проекты и с оптимизмом смотреть в будущее.

 

Вопрос: Просим дать разъяснение, возможно ли выполнение проектных и других работ из расшифровки лицензий МЧС «по тушению пожаров» до даты их окончания срока действия? Нигде нет разъяснений по вопросу о полномочиях, выданных органами МЧС России до февраля 2008 г. лицензий, «По тушению пожаров» с расшифровкой деятельности в приложении «выполнение проектных работ по средствам обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, экспертиза, обучение и т.д.».

 

Ответ: На самом деле все лицензии, которые уже выданы, действуют до истечения срока. На каждой лицензии этот срок указан. И они действуют только в той сфере деятельности, на которую выданы. Если лицензия получена на определенный предмет деятельности, в частности, на тушение пожаров, то организация может заниматься только этим видом деятельности.

 

Вопрос: Просим разъяснить, прекращает ли МЧС России с 1 мая 2009 года выдачу лицензий на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений? Хотелось бы знать о действиях разрешительной системы заранее. Для справки: В соответствии с ФЗ-128 от 08,08.2001 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ), лицензирование производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений прекращается со дня вступления в силу технических регламентов, устанавливающих обязательные требования к лицензируемым видам деятельности.

 

Ответ: По этому вопросу Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации по поручению Аппарата Правительства подготовлено заключение. В нем сказано, что, поскольку работы и услуги не являются объектом технического регулирования, в отношении которых требования безопасности устанавливаются в технических регламентах, в «Техническом регламенте о требованиях пожарной безопасности» не могут быть установлены требования к производству данных видов работ. То есть вступление Технического регламента в силу не предусматривает от мену лицензирования производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

 

Вопрос: Около 18 лет работаю в системе пожарной безопасности. В начале работал в ГПН, затем, после выхода на пенсию, получил лицензию МЧС на проектирование, разработку мероприятий, экспертизу, как говорится, "первая лицензия". Как я понимаю, с 1 января 2010 мне следует вступить в СРО если хочу работать дальше. Но для этого надо заплатить "вступительный" взнос около 500 тыс. и далее ежемесячно по 30 тыс. "взносы". Откуда у меня и у многих, таких как я, такие деньги? Индивидуальный предприниматель, Василий.

 

Ответ: Идея создания саморегулируемых организаций в области пожарной безопасности совсем недавно обсуждалась на расширенной конференции в системе МЧС России. Мы пригласили для участия в ней представителей всех регионов страны, представителей власти, бизнес-сообщества. Состоялся серьезный конструктивный разговор по проблемам создания саморегулируемых организаций в этой области. Мы готовим сейчас соответствующее решение, соответствующие нормативно-правовые акты. Опять же, подчеркиваю, все эти документы разрабатываются совместно с экспертами, специалистами общественных организаций «Опора России», РСПП, «Деловая Россия». Мы должны понимать, что при создании саморегулируемой организации каждый предприниматель будет самостоятельно принимать решение о вступлении в нее. Никаких ограничений здесь нет. То, о чем говорилось по вступительному взносу и ежемесячным выплатам, - все это – пока предмет совместного обсуждения. Пока никаких конкретных решений по этим вопросам не принято.

 

Вопрос: Расскажите, пожалуйста, подробнее о деятельности частных, аккредитованных МЧС, организаций, уполномоченных проводить оценку пожарных рисков, а также о создании саморегулируемых организаций, оказывающих услуги в сфере обеспечения пожарной безопасности. Насколько, по-Вашему мнению, создание саморегулируемых организаций будет способствовать предупреждению фактов коррупции при осуществлении пожарного надзора? Синенко Дмитрий Анатольевич, город Пушкин.

 

Ответ: В системе МЧС России тоже очень озабочены ликвидацией всех попыток и возможностей коррупционных проявлений. Только прозрачность всех процедур, в том числе в сфере надзора и контроля, прозрачность всей действующей нормативной правовой базы, ее доступность для всех граждан и бизнес-сообщества являются одной неотъемлемым условием предупреждения коррупционных проявлений. В ответе на предыдущий вопрос мы уже обсудили некоторые аспекты создания саморегулируемых организаций. Их создание – это один из элементов борьбы с коррупционными проявлениями, потому что создается определенная цеховая культура и соответствующая комплексно-цеховая ответственность за действия членов организации, – это с одной стороны. Но с другой стороны, мы с вами должны совместно очень внимательно следить за тем, чтобы не появлялись такие «карманные», прирученные саморегулируемые организации, чтобы не возникал монополизм в этой сфере. Но для этого есть соответствующие механизмы защиты. Думаю, совместно с бизнес-сообществом мы все эти проблемы решим.

 

Вопрос: Вопрос касается вступления в саморегулируемую организацию. Отдельные виды деятельности по обеспечению пожарной безопасности уже отнесены к видам строительной деятельности и попадают в сферу саморегулирования в строительной отрасли. Получается, чтобы заниматься данными видами работ организациям придется вступать сразу в две СРО: в сфере пожарной безопасности и в сфере градостроительной деятельности, что, на наш взгляд, весьма затратно и трудоемко. Просим разъяснить, обязана ли организация быть членом двух различных СРО?

 

Ответ: Каждый собственник, каждый владелец самостоятельно решает, во сколько саморегулируемых организаций ему войти и быть ли членом таких организаций вообще. Никаких ограничений здесь нет. Если вы вступили в одну саморегулируемую организацию, которая занимается производством работ в определенной сфере, то, конечно же, вступать в другие саморегулируемые организации в той же сфере смысла нет. Но если вы осуществляете деятельность в нескольких сферах, то целесообразно вступать в такие организации. Но опять же, решение принимает собственник.

 

Вопрос: Какая структура будет следить за исполнением требований Технического регламента? Как будет осуществляться этот надзор?

 

Ответ: Первое. Реализация Технического регламента будет находиться под неусыпным контролем всех соответствующих подразделений МЧС России. На федеральном уровне – это Департамент надзорной деятельности, в региональных центрах и главных управлениях - соответствующие структурные подразделения. В каждом субъекте Российской Федерации органы МЧС России будут неусыпно следить за соблюдением требований Технического регламента. Это с одной стороны. С другой стороны, при МЧС России создана постоянно действующая рабочая группа, которая участвовала в подготовке Технического регламента, разрабатывала все нормативные правовые акты по реализации его требований. Перед этой же рабочей группы стоит задача осуществления постоянного мониторинга реализации требований данного закона. По нашей рекомендации соответствующие постоянно действующие рабочие группы сейчас создаются при всех региональных центрах МЧС России и при всех главных управлениях по субъектам Российской Федерации. Это позволит нам быстро и оперативно снять все рабочие, проблемные моменты, которые естественны при внедрении такого важного и очень серьезного документа. В рабочие группы входят также эксперты, представители бизнес-сообщества. Так что эти группы открыты для диалога и готовы быстро и оперативно снимать все проблемные вопросы.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
© 2008 ООО Альфатэк
Реклама в интернет. Создание сайта Мегагруп
 
Вопрос-ответ 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности